Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные

Организация работы по реализации программ дополнительного образования детей и молодежи в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования в период летней оздоровительной кампании

Дата: 17 мая 2017 в 19:20, Обновлено 17 мая 2017 в 19:22

Организация работы по реализации программ дополнительного образования детей и молодежи в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования в период летней оздоровительной кампании

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании воспитательно-оздоровительные учреждения образования, к которым относятся образовательно-оздоровительные центры и оздоровительные лагеря, имеют право реализовывать образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи.

Большинство воспитательно-оздоровительных учреждений образования Республики Беларусь активно используют предоставленное им право и организуют в своих учреждениях образовательный процесс при реализации образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи.

В воспитательно-оздоровительных учреждениях образования сложилась практика создания из числа воспитанников объединений по интересам на основе общей заинтересованности к конкретному направлению деятельности в соответствии с профилем смены и в соответствии с другими общими интересами. Чаще всего в оздоровительных лагерях создаются кружки, клубы, секции, студии, хобби-центры, мастерские, общества.

Образовательный процесс организуется в период проведения смены, продолжительность которой варьируется от 9 до 21 дня. Приорганизации работы по освоению программ дополнительного образования детей и молодежи  в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

Порядок получения дополнительного образования детей и молодежи в оздоровительных лагерях (центрах) определяется положением об учреждении или Уставом учреждения. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании текущая и итоговая аттестация при получении дополнительного образования в оздоровительных лагерях не проводится, так как освоение образовательных областей осуществляется на базовом уровне. Освоение тем на повышенном уровне невозможно из-за кратковременности нахождения воспитанника в оздоровительном лагере.

Срок получения дополнительного образования в оздоровительном лагере определяется учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования по соответствующему направлению.

В настоящее время дополнительное образование детей и молодежи в Республики Беларусь представлено целым рядом  направлений. Основными среди них принято считать следующие:

1.1. техническое;

1.2. спортивно-техническое;

1.3. туристско-краеведческое;

1.4. эколого-биологическое;

1.5. физкультурно-спортивное;

1.6. художественное;

1.7. социально-экономическое;

1.8. социально-педагогическое;

1.9. культурно-досуговое;

1.10. военно-патриотическое;

1.11. естественно-математическое;

1.12. общественно-гуманитарное.

Прием воспитанников для получения дополнительного образования  в условиях воспитательно-оздоровительного учреждения образования осуществляется на основании его заявления, согласованного с воспитателем. Воспитатель должен обсудить  с детьми их выбор, посоветовать, что может быть интересно тому или иному ребенку, предоставить дополнительную информацию, при необходимости обеспечить связь с родителями. Данную работу воспитатели  осуществляют на основании доверенности, выданной им родителями воспитанников.

Разработка программ объединений по интересам  осуществляется педагогами оздоровительного лагеря на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи. На сайте Министерства образования Республики Беларусь размещены типовые программы дополнительного образования детей и молодежи по следующим направлениям: культурно-досуговое, социально-педагогическое, техническое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, художественное.

В работы можно также использовать программы дополнительного образования объединений по интересам, разработанные и апробированные в Национальном детском образовательно-оздоровительном центре «Зубренок».

Направление образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи зависит от направления деятельности оздоровительного лагеря в смене, от интересов воспитанников и имеющейся ресурсной базы.

Образовательный процесс при реализации образовательной программы объединения по интересам осуществляется с учетом возраста учащихся:

6 – 10 лет – не более 4 учебных часов в неделю;

11 – 13 лет – не более 6 учебных часов в неделю;

от 14 лет и старше – не более 12 учебных часов в неделю.

Продолжительность одного учебного часа – 45 минут. Для старшего школьного возраста в расписании возможно проведение спаренных занятий с обязательным перерывом между их проведением.

В крупных воспитательно-оздоровительных учреждениях образования желательно создавать одновозрастные объединения по интересам, в небольших оздоровительных лагерях возможно создание разновозрастных групп. В некоторых случаях оправдывает себя практика создания объединений по интересам с переменным составом. Средняя наполняемость кружков, клубов и других объединений должна составлять 12-15 человек.

Спецификой организации дополнительного образования в оздоровительном лагере  является тот факт, что учащиеся, имеют разный уровень подготовки по направлениям дополнительного образования. Поэтому перед педагогами дополнительного образования стоит задача организовать работу по группам со всеми учащимися, посещающим объединение по интересам. Данная особенность должна быть отражена вариативной частью образовательной программы дополнительного образования.  В ней должны быть определены темы теоретических и практических занятий с учащимися, имеющими разный уровень подготовки (подготовленные, новички), разный возраст и разный уровень развития.

При организации деятельности по реализации программ дополнительного образования детей и молодежи должны учитываться общелагерные  традиции, интересы воспитанников, их возраст и интересы, материальная база лагеря, наличие педагогов дополнительного образования.

Важной частью успешной реализации программы объединения по интересам является правильность ее оформления и качество содержания.

Программы дополнительного образования детей и молодежи объединения по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы разрабатываются на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи и утверждаются в установленном порядке руководителем воспитательно-оздоровительного учреждения образования по согласованию с его учредителем (для государственных учреждений образования) или по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом (для иных организаций).

В обязательном порядке в структуре программы объединения по интересам определяются цели и задачи изучения содержания образовательных областей, тем, срок получения дополнительного образования, учебно-тематический план, время, отведенное на изучение, виды занятий, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.

Содержание программы выстраивается в соответствии с учебно-тематическим планом, который раскрывает технологию изучения программы, определяет последовательность тем и количество часов на каждую из них. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по разделам и темам в пределах установленного времени.

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, состоящей из разделов:

           номер по порядку;

           название тем;

           количество часов (всего, теоретических, практических).

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теоретических

от 30% до 50%

Практических

от 50% до 70%

В условиях детского оздоровительного лагеря (центра) рекомендуется большее время уделять практической части программы и сокращать подачу теоретических знаний.

Основное содержание программы излагается в лаконичной форме и логической последовательности по направлениям: содержание учебного материала (разделов), виды образовательной деятельности, ожидаемые результаты, механизм их достижения, система оценки.

        Содержание программы должно отражать следующие направления:

           помощь детям в индивидуальном развитии;

           адаптация их к жизни в обществе;

           мотивация к познанию и творчеству;

           стимулирование к творческой активности;

           развитие способностей к самообразованию;

           обеспечение преемственности содержания различных видов образования;

ожидаемый результат по итогам завершения обучения (конкретная характеристика знаний, умений и навыков, приобретаемых воспитанником).

Эффективность реализации программ дополнительного образования в оздоровительных лагерях определяется кадровым обеспечением, привлечением квалифицированных педагогов.

В штатных расписаниях образовательно-оздоровительных центров, крупных оздоровительных лагерей предусмотрены ставки педагогов дополнительного образования, которые должны использоваться в полной мере. В тех лагерях, где это не предусмотрено или предусмотрено в небольшом количестве необходимо привлекать педагогов оздоровительного лагеря (воспитателей, педагогов-психологов, педагогов-организаторов, инструкторов по физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе и др.) к реализации программ дополнительного образования детей и молодежи.

Эффективной формой кадрового обеспечения реализации программ дополнительного образования в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования должно стать направление в летний период  для работы в оздоровительных лагерях сотрудников учреждений  дополнительного образования, которые не заняты по своему основному месту работы (в связи со снижением посещаемости учреждений дополнительного образования детей и молодежи в летний период).

В случае воспитательно-оздоровительных учреждений образования, расположенных в черте населенного пункта,наиболее эффективной с точки зрения материально-технического и кадрового обеспечения является организация занятий в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи (особенно в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, созданных на базе данных учреждений образования).

Также к реализации программ дополнительного образования необходимо привлекать специалистов не только системы образования, но и других министерств и ведомств (МЧС, МВД, Министерства здравоохранения, Министерства обороны и др.).

Определяя содержание, формы и методы сотрудничества воспитательно-оздоровительного учреждения образования и семьинеобходимо рассмотреть и вопросвозможности привлечения родителей воспитанников к реализации программ дополнительного образования.

С целью активизации деятельности воспитанников целесообразно применение в работе объединений по интересам принципа «Равный обучает равного», что позволитдетям продемонстрировать не только свое мастерство, но и организаторский потенциал.

Становясь участниками «равного обучения»воспитанники смогут выступить в роли тренеров и познакомить своих сверстников с теми навыками, которыми владеют сами (игра на гитаре, приемы самообороны, современные танцы и др.). Подобного рода знакомство с новыми направлениями деятельности может привести воспитанников к осознанному  выбору дальнейшего жизненного пути. Выступить в роли тренеров предлагается воспитанникам, которые на высоком уровне владеют каким-либо направлением деятельности.

Для отслеживания личностного роста воспитанниковрекомендуется использование личностно-ориентированных технологий. В  каждом объединении по интересам необходимо организовать работупо системе индивидуальногороста, по которой можно проследить творческий рост учащихся. Художественное исполнение системы индивидуального роста носит произвольный характер (лестница успеха, горные вершины и т.д.). Условия перехода, количество ступеней, содержание определяются педагогом. Важно соблюдать главное условие: каждая ступень роста своим содержанием должна стимулировать воспитанника к получению новых знаний, умений, навыков, учить самосовершенствоваться и самостоятельно получать знания, создавать ситуацию успеха.

Создаваемое в объединениях по интересам детское самоуправление (староста, помощник старосты и т.д.) должно  быть включено в общую систему самоуправления воспитательно-оздоровительного учреждения образования.

В оздоровительных лагерях должен быть создан режим благоприятствования для воспитанников, занимающихся в системе дополнительного образования детей и молодежи, созданы условия для их занятий, должны широко использоваться их творческие возможности в подготовке общелагерных, отрядных мероприятий, демонстрации личных достижений: выставки,  концерты, презентации, показы, выступления и др.

Первое знакомство с педагогами дополнительного образования  в оздоровительных лагерях рекомендуется проводить в виде презентации программ объединений по интересам. Этим  мероприятием снимается определенный эмоциональный дискомфорт,  решается вопрос знакомства с педагогами, направлениями деятельности, дается возможность учащимся на практике попробовать свои силы в каком-либо виде творчества и сделать свой выбор.

Для воспитанников, которые не занимаются в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи на протяжении учебного года необходимо организовать работу по популяризации дополнительного образования, выявлению склонностей и способностей через организацию ознакомительных мероприятий, фестивалей, предоставление возможностей попробовать себя на протяжении смены в различных видах деятельности.

Значительно расширить спектр образовательных услуг дополнительного образования можно и с использованием  такой формы работы, как хобби-центры. Хобби-центры организуются и проводятся всеми педагогами оздоровительного лагеря(в рабочее время сотрудников без дополнительной оплаты), которые свое личное увлечение каким-либо делом, ремеслом и т.д. могут передать воспитанникам. При организации работы хобби центров предварительно необходимо изучить увлечения и хобби педагогов оздоровительного лагеря, в случае необходимости на конкурсной основе провести защиту программ объединений по интересам.

В процессе посещения хобби-центров воспитанники имеют возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, способного реализовать их ожидаемые результаты и содействовать самостоятельному решению личностно значимых проблем.

Знания, умения и навыки, которые получат воспитанники в рамках реализации программ дополнительного образования детей и молодежи в условиях оздоровительного лагеря должны стать средством раскрытия творческого потенциала личности. 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.